Статья взята из журнала " СПРОС"
Известно, что медики резко негативно относятся к самолечению. Однако широкая и хорошо продуманная реклама провоцирует людей самостоятельно назначать себе разнообразные лекарства, якобы не для терапии, а для профилактики.
О том, к чему приводит на практике бесконтрольный прием широко разрекламированных препаратов, нашему корреспонденту рассказывает доктор медицинских наук, профессор, заведующая отделением сочетанных заболеваний органов пищеварения Центрального НИИ гастроэнтерологии Лариса ЗВЕНИГОРОДСКАЯ.
– Реклама лекарственных средств старательно формирует у потребителей ощущение, будто рекламируемые препараты супер эффективны и вместе с тем абсолютно безвредны и безопасны. Чем же на самом деле чревато их самостоятельное употребление?
– Специалисты нашего института сталкивались с самыми разными последствиями бесконтрольного приема лекарственных препаратов. Это тяжелые аллергические реакции в виде болевого синдрома, диарея, токсический и лекарственный гепатит. Поясню, что лекарственный гепатит может возникнуть и после приема лекарственных препаратов, назначенных врачом, – это зависит от состояния печени. Токсический же гепатит возникает в результате отравления организма всевозможными препаратами, которые пациенты назначают себе самостоятельно. Чаще всего это средства, принимаемые для снижения уровня холестерина, для растворения камней в желчном пузыре, пищевые добавки, поливитамины, антибактериальные и гормональные препараты, средства для коррекции веса.
Никогда прежде мы не видели такого количества жертв самолечения. Это приобретает характер глобальной эпидемии И основная причина, конечно, в том, что сегодня граждане могут без рецепта приобретать в аптеках любые препараты и принимать их по своему разумению. Чаще всего самолечением грешат пожилые люди, которые любят принимать лекарства «впрок», для профилактики. Пьют ноотропил, пирацетам, церебролизин, курантил, аспирин, тромбоас, хотя диагноз атеросклероз им еще не поставлен. В итоге поступают к нам с кровотечениями, острыми язвами желудка, двенадцатиперстной кишки, печеночной комой. При этом больной и не знает, что у него кровотечение, он чувствует боль и считает, что просто отравился некачественной пищей. Никому не приходит в голову мысль, что это могло быть побочное действие тромбоаса или аспирина. Вообще, такого свободного доступа к лекарствам, как в России, нет нигде в мире! В Германии и в Австрии, например, я не могла даже анальгин купить без рецепта.
– Лариса Арсентьевна, скажите, так ли безвредно для голодного человека съесть на ужин «добавочку», если при этом «помочь» желудку парой таблеток ферментного препарата?
– Конечно же, переедание вредно в любом случае. Тем более, если речь идет о необходимости приема ферментных препаратов, что можно делать только по назначению гастроэнтеролога. Я считаю крайне некорректной рекламу мезима, маалокса, фестала. Реклама адестона меня вообще удивила, ведь в целом ряде ситуаций этот препарат не просто не нужен, но противопоказан категорически! Все-таки должна быть экспертиза рекламы лекарственных препаратов независимой медицинской организацией.
Дело в том, что разные ферментные препараты – тот же мезим, панкреатин, фестал – показаны при различных особенностях ферментативного статуса: у одних пациентов недостаточно вырабатывается одного фермента, у других – другого. Соответственно подбирается и лекарство, причем, желательно, после проведения специального анализа. А то бывает, что человек страдает недостаточностью секреторной функции желудка и при этом принимает такие препараты, которые подавляют выработку соляной кислоты!
При выборе препарата гастроэнтеролог учитывает наличие сопутствующих заболеваний, так как ферментные препараты могут их усилить, например, спровоцировать обострение синдромов запоров, раздраженной кишки, диареи. Врач предупредит о возможных побочных эффектах и аллергических реакциях.
– «Часто причиной боли является спазм» – объясняет нам голос за кадром и и тут же услужливо предлагает воспользоваться спазмолитиком. Но разве не важно узнать причину спазма?
– Крайне важно, ведь причины эти весьма многообразны. Они могут быть обусловлены функциональными состояниями нервной системы, органическими заболеваниями органов пищеварения, сосудистыми болезнями, в частности, атеросклерозом брюшной аорты. Боль может быть вызвана абдоминальной ишемией (недостаточное содержание крови в органах или тканях брюшной полости, вызванное сужением или полным закрытием просвета приводящих сосудов — прим. авт.), а не самостоятельным заболеванием органов пищеварения.
И пока не будет установлена истинная причина боли, нельзя принимать ни анальгетки, ни спазмолитики. Ведь боль – это сигнал, который посылает организм: «Где-то что-то не в порядке». Когда больной принимает обезболивающие препараты, он заглушает сигнал, а патологические процессы продолжают идти, болезнь развивается. Итог может быть самым печальным: заворот кишечника, тромбоз, инфаркт. А при остром инфаркте миокарда но-шпу принимать не рекомендуют! Больной только теряет драгоценное время. Поэтому пожилого пациента с абдоминальным синдромом обязательно должны посмотреть и кардиолог, и терапевт; прием анальгетиков и спазмолитиков опасен! Таких ситуаций очень много.
Так уж сложилось, что наши люди обращаются к терапевту при первых болях в области сердца, и месяцами, а то и годами терпят периодические боли в животе. Если болит живот, человек идет в аптеку и покупает но-шпу, медоверин и фестал. Этот стереотип необходимо разрушить!
Бывает, что пациенту ставится диагноз, и он много лет принимает ранее прописанные лекарства, почувствовав знакомую боль. Но беда в том, что многие совершенно разные заболевания проявляют себя схожими болевыми синдромами. Случается, что такой больной видит рекламу нового лекарства от своей болезни и начинает его принимать, а последствия неожиданны: новое лекарство не сочетается с другими препаратами, принимаемыми больным, или боль была вызвана чем-то другим. Поэтому я настоятельно рекомендую всем, даже тем, кто уверен в своем здоровье, раз в год проходить диспансеризацию или хотя бы показываться терапевту широкого профиля. Тем более периодически посещать врача при наличии хронических заболеваний.
– Вздутие живота, метеоризм, изжога – это просто неприятные ощущения от которых следует побыстрее избавиться с помощью маалокса, ренни и т.д., или...
– ...или симптом грозного заболевания – атеросклероза брюшной аорты, панкреатита, абдоминальной ишемии, которая чаще всего встречается у пожилых больных. К сожалению, до сих пор ни гастроэнтерологи, ни терапевты не имеют достаточно информации об ишемических болезнях органов пищеварения. Страдающие такими заболеваниями люди – пациенты больничных лабиринтов. Они ходят с жалобами на боль, метеоризм и запоры от терапевта к гастроэнтерологу, кардиологу. Но к сожалению, часто те препараты, которые им выписывают, не дают желаемого эффекта.
Изжога – это всегда нехороший симптом. Она свидетельствует о забросе кислого содержимого в пищевод, что вызывает его воспаление, затем эрозию, язву. Дело может дойти до рака пищевода, если своевременно не поставить диагноз. Прием маалокса или ренни сглаживает клиническую симптоматику, но не излечивает организм. Если изжога появляется снова и снова, необходимо сделать рентген и гастроскопию.
– Могут ли кисломолочные продукты, обогащенные полезными бактериями, избавить от тяжести в желудке?
– Я такого эффекта не наблюдала. Обогащенные бифидо- и лактобактериями кисломолочные продукты можно и нужно употреблять, особенно при нарушениях моторной функции кишечника, при дисбактериозе. Но, опять-таки, тяжесть в желудке может быть обусловлена разными причинами, а сформировавшийся дисбактериоз не излечишь, только вводя в пищу один какой-то продукт. Для этого нужно корректировать весь рацион.
– Всем ли полезно утолять чувство голода различными творожками?
– Не могу сказать, что творог кому-либо вреден, но есть целый ряд больных, скажем, атеросклерозом, или страдающих лактазной недостаточностью, у которых кисломолочные продукты провоцируют боли в животе, метеоризм. Советую просто прислушиваться к своему организму, особенно, если вводите в свой рацион новый продукт или начинаете прием нового лекарства.
– Весьма заманчиво выглядит предложение начать прием препарата, являющегося «строительным материалом» для печени...
– Да, некоторые сначала долго разрушают печень алкоголем или токсичными для нее лекарствами, а потом сами себе назначают, например, эссенциале. Но эти препараты противопоказаны при некоторых заболеваниях печени, так как усиливают холестаз – отток желчи. К сожалению, даже участковые терапевты нередко выписывают эссенциале, галстену, карсил или фосфогрип без достаточных на то оснований.
– Реклама утверждает, что любое лечение бесполезно, пока кишечник «зашлакован». Как Вы относитесь к идее очистки организма с помощью «натуральных комплексов»?
– Я считаю, что это не просто вредные, но, для определенных больных и лиц пожилого возраста, смертельно опасные процедуры! Бесконечные клизмы и прием «очистительных» препаратов стимулируют кишечную моторику и могут вызвать у пожилого человека непроходимость кишечника, заворот кишок, инфаркт кишечника, привести к перфорации кишки, поскольку возрастные изменения состава крови нередко обуславливают эрозивные преобразования кишечника. С другой стороны, «очистительные комплексы» обязательно включают в себя желчегонные и мочегонные препараты, но где гарантия, что у человека нет песка и камней в желчном или мочевом пузыре, в почках? Мелкие конгременты не всегда обнаруживаются даже при ультразвуковом исследовании. В процессе чистки они могут резко двинуться и забить выводящие пути. Поэтому нельзя без предварительного тщательнейшего обследования всей выделительной системы организма заниматься чисткой кишечника или растворением камней.
Мы неоднократно встречались с больными, которые после процедур вроде приема оливкового масла с лимонным соком, в срочном порядке отправлялись на операционный стол. И хирургам не всегда удавалось их спасти.
Любые очистительные процедуры должны проводиться только под постоянным наблюдением врача, то есть в условиях стационара. Ни в коем случае не в центрах “нетрадиционной медицины”!
– Что делать, если врач прописал лекарство, а пациент, купив его, обнаруживает, что данный препарат ему противопоказан?
– Конечно, специалист обязан знать о противопоказаниях и побочных действиях назначаемых препаратов. Тем более, когда речь идет о препаратах, принимаемых внутрь. Известны тысячи препаратов, которые обладают токсическим действием, из них половина – с предсказуемым токсическим эффектом. К примеру, заведомо известно, что нестероидные противовоспалительные препараты вроде ортофена, анальгетики могут вызвать изменения крови, тяжелые поражения желудка, двенадцатиперстной кишки, кишечника. Кроме того, есть группа несовместимых препаратов. Если пациент принимает такие лекарства одновременно, то их лечебный эффект сводится к нулю, а печень при этом серьезно страдает.
Поэтому врач обязательно должен хотя бы анамнестически (опираясь на воспоминания больного, предоставленные им сведения, поверив ему на слово – прим. авт.) выяснить, чем болен пациент и какие лекарства он принимает. Я понимаю, что у врачей мало времени и маленькие зарплатыѕ Но пусть хотя бы пациенты отбросят опасную застенчивость и настоят на том, чтобы врач учел эти моменты, а также обязательно сообщают о наличии таких заболеваний, как гипертония, глаукома, сахарный диабет.