ТРЮКИ И ЭФФЕКТЫ В PHOTOSHOP МАРТ 2006МИР ПК – ДИСК. 2006. № 3 1/69
Юрий Гурский

Трюки и эффекты в Photoshop
По материалам книги "Photoshop CS2. Трюки и эффекты", ИД Питер, 2005.

Текстуры и материалы

В этой статье мы очень подробно рассмотрим вопрос имитации различных текстур и
материалов. Это очень важные навыки для любого, кто намерен работать с
двумерной, а тем более, трехмерной графикой. Более 15 приведенных примеров
раскроют все тонкости решения этой задачи и не потребуют от вас особых умений в
обращении с Photoshop.

1. Дерево

Как показывает опыт, эта текстура часто используется на практике, например при
создании рамок под фотографии или фона для web-страницы.
  Впрочем, можно воспользоваться готовой текстурой из стандартного набора
Photoshop или дополнительным модулем Eye Candy. Но бывает так, что этой помощи
нет. Тогда и приходится рисовать руками, однако это совсем не трудно, в чем вы
сейчас убедитесь.

  ***Создайте изображение в цветовой системе RGB. Его не стоит делать слишком
большим, так как это отрицательно скажется на результате работы. Идеальный
размер — 300×300 пикселов.
  ***Залейте заготовку, используя инструмент Paint Bucket (Заливка). Выбирайте цвет
заготовки исходя из того, какое дерево вам необходимо получить в конце работы.
Если это дуб, то подойдут коричневые оттенки, если сосна — светло-желтые, если
вишня — красные.
  ***После того как вы определились с цветом и залили заготовку, необходимо применить
фильтр Add Noise (Добавить шум): Filter Noise Add Noise (Фильтр Шум Добавить
шум). Параметр Amount (Эффект) лучше всего определить на глаз, так как его
значение определяется исключительно выбранным цветом и размером изображения,
но рекомендуем использовать значения 50–60. Обязательно установите флажок
Monochromatic (Монохромный), иначе нужного шума не выйдет. В результате вы
должны получить поверхность (рис. 1), несколько напоминающую панель из
гранитной крошки.
   Рис. 1. Использование фильтра Add Noise (Добавить шум)

Заготовку текстуры можно считать выполненной. Теперь необходимо превратить эту
поверхность в гладкую доску.
  *** Первым этапом будет применение фильтра Motion Blur
(Размыть в движении): Filter Blur Motion Blur (Фильтр Размытие Размыть в
движении). Обратите внимание на то, что угол (Angle) должен быть равен нулю
(рис. 2), чтобы полосы прошли горизонтально. Параметр Distance (Расстояние)
установите равным ширине изображения.

Рис. 2. Диалоговое окно фильтра Motion Blur (Размыть в движении)
После применения фильтра Motion Blur (Размыть в движении) вы получите полосы,
уже напоминающие текстуру дерева. Но все же это сходство не очевидно, так как
полосы очень кривые и нечеткие. Исправить это можно весьма интересным
способом. Запустите фильтр Offset (Смещение): Filter Other Offset

(Фильтр Другие Смещение). Параметры фильтра показаны на рис. 3. В результате
применения этого фильтра вы получите изображение, разделенное на две части, одна
из которых смещена относительно другой на 75 пикселов (рис. 4). Если у вас
получилось совсем непохоже, необходимо применить фильтр Offset (Смещение) еще
раз, изменив параметры смещения. Зачем все это делалось? Для того, чтобы
деревянные полосы стали более ясными и естественными.

Рис. 3. Диалоговое окно фильтра Offset (Смещение)
Рис. 4. Изображение после применения фильтра Offset (Смещение)

  ***Сейчас необходимо вновь применить фильтр Motion Blur (Размыть в движении).
Настройки, скорее всего, подойдут прежние, но лучше не применять его без
предварительного просмотра (Preview). Возможно, вам придется увеличить параметр
Distance (Расстояние). В итоге получится достаточно правдоподобная деревянная
текстура (рис. 5).

Рис. 5. Промежуточный результат

  Эту поверхность уже можно использовать на практике. Больше всего она напоминает
древесностружечную панель. Так что если вы собираетесь использовать полученное
изображение в качестве текстуры при создании мебели, например, в 3D Studio Max,
то на этом можно остановиться. Для наложения на объекты в трехмерной графике эта
текстура подойдет больше, чем конечное изображение.

  ***Сейчас мы будем заниматься приданием текстуре более естественного, природного
вида. Для этого необходимо нарисовать места, где раньше были сучки.
   ***Выделите небольшую область в середине изображения при помощи инструмента Elliptical
Marquee (Эллиптическое выделение). Она должна быть не круглой, а несколько
вытянутой горизонтально. Примените фильтр Pinch (Дисторсия): Filter Distort Pinch
(Фильтр Деформация Дисторсия) со значением Amount (Эффект), равным –100
(рис. 6).
Рис. 6. Применение фильтра Pinch (Дисторсия)

  ***Тот же результат дает фильтр Spherize (Сферизация): Filter Distort Spherize
(Фильтр Деформация Сферизация). Он делает то же самое, что и Pinch
(Дисторсия), но некоторым больше нравится.

  ***Далее примените фильтр Twirl (Скручивание): Filter Distort Twirl (Фильтр
Деформация  Скручивание). Задайте его параметры на глаз или воспользуйтесь
настройками, указанными на рис. 7.

ПРИМЕЧАНИЕ
  ***На данном этапе также можно использовать фильтр Liqufy (Разжижение).

Рис. 7. Диалоговое окно фильтра Twirl (Скручивание)

Один узелок сделан. Вы можете ограничиться одним, а можете создать множество
узелков разных размеров, все зависит от конкретной задачи. Только один совет: чем
меньше будет симметрии в размещении, размерах и форме узелков, тем более
реалистичной будет ваша работа. Готовая текстура дерева показана на рис. 8.

Рис. 8. Готовая деревянная текстура