Глина заслуженно считается развивающим материалом, по опыту 8 лет работы с детьми и взрослыми людьми я считаю: недостаточно дать человеку кусок глины, необходимо показать приемы работы с этим материалом и помочь клиенту с помощью глины раскрыть свой потенциал.
Маленький ребенок - это масса возможностей.
Начиная заниматься с ребенком в возрасте 3-4-5 лет есть возможность быстро скорректировать движения руки, настроить глазомер, начать формировать навык усидчивости и умения концентрировать свое внимание на предмете.
Особенно полезно занятие лепкой для детей имеющих логопедические проблемы.
Это развитие в детстве невозможно даже переоценить в будущей жизни ребенка, так же как невозможно переоценить то, что когда человек занимается своим любимым делом, то его психика становится более устойчивой т. к. ребенок находится в состоянии глубокого удовлетворения от интересного для него дела, получая возможность реализовывать свои творческие идеи.
Это в полной мере относится и к работе с глиной взрослых людей, с одним только различием - взрослые люди более или менее лучше разбираются в себе и чаще, чем дети знают чего хотят.
Недаром руки называют продолжением мозга, ведь работая руками, мы способствуем развитию не только мелкой моторики пальцев, но и лобных долей головного мозга.
Особенно интересно проходят занятия где мама или папа лепят из глины вместе со своим ребенком.
Совместную деятельность по лепке можно использовать как еще одну тему для общения взрослого и ребенка.
В этом общении я хочу обратить внимание взрослого человека на то, что не нужно скупиться на похвалу ребенку – это повышает его самооценку.
У каждого ребенка свой потенциал, и свой набор отработанных уже и находящихся в зачатке умений и навыков.
Задача взрослых - увидеть эти умения в ребенке и помочь реализовать заложенный в каждом ребенке неповторимый потенциал, развивать его воображение, творческое мышление, способствовать раскрытию духовного потенциала
Лепные работы малышей характерны прежде всего неотчетливой формой изображения, которая получается в результате того, что дети работают всей кистью руки, так как движения пальцев еще недостаточно развиты и слабо координированы
Для ребенка этого возраста наиболее значительным являются физические свойства глины: вязкость, пластичность, величина, масса и др. Ребенок фактически знакомится со свойствами глины и производит игровые действия с ней. Этот период увлечения свойствами глины называется доизобразительным. Он проходит обычно быстрее, чем в рисовании, так как действия с объемным, легко поддающимся воздействию материалом быстро приводят к осмысленному интересу к результату.
Доизобразительный период проходит примерно следующим образом. Вначале дети отрывают от общего кома глины большие и маленькие комочки, которые совсем не обрабатываются. Затем начинают их нагромождать один на другой, раскатывать на дощечке, расплющивать рукой о доску. Фактически дети действуют с глиной, не ставя перед собой цели что-либо изобразить.
Освоение материала детьми 2—3 лет происходит под руководством воспитателя, и малыши быстро переходят от доизобразительного периода к изобразительному. Они начинают более осмысленно видоизменять бесформенные комочки глины, раскатывая их продольными и вращательными движениями ладоней сначала просто о стол или доску, а затем между ладонями; ассоциировать полученные формы со знакомыми предметами, а в дальнейшем создавать простые предметы по заданию воспитателя: палочки, столбики, колечки, яблоки, пирамидки, грибы.