НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ
Сообщений 1 страница 11 из 11
Поделиться22006-05-08 03:49:01
Письмо рассылки "99 вопросов и ответов Виртуального Доктора" от 12 марта 2006 года
Дети. Наши дети. Как мы их ждем, как радуемся, когда они появляются на свет. Но многое ли мы знаем о них? Сейчас появилось много различной литературы на темы «Как зачать и вырастить здорового ребенка», «Как воспитать гения и тому подобное. И мы стараемся, все учесть и приложить максимум усилий, чтобы малыш был самым, самым, самым:.
Если ребенок заболевает, мы обращаемся к специалистам. Но, знаете ли вы, что в очень большой степени здоровье ребенка зависит от Вас? И речь пойдет не о закаливании, хотя и это очень важно. Родители многое могут сделать сами, например, следить за осанкой.
Подробнее читать о нарушениях осанки ТУТ
Поделиться32006-12-02 16:29:41
Сколиоз - искривление позвоночника во фронтальной плоскости.
Сколиотическая болезнь - искривление позвоночника во фронтальной плоскости, как правило прогрессирующее, сопровождающееся структурными изменениями тел позвонков – клиновидностью и торсией.
Сколиотическая осанка - искривление позвоночника во фронтальной плоскости, не сопровождающееся структурными изменениями тел позвонков и корригируемое волевым усилием пациента.
Поделиться42006-12-03 15:24:49
ЧТО ТАКОЕ НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ?
Нарушение осанки - это состояние, при котором нарушены физиологические изгибы позвоночника в результате слаборазвитого мышечного корсета - группы мышц спины, груди, ягодиц, передней поверхности бедра, удерживающих позвоночник в правильном положении. Это стадия обратимых нарушений не связанных со структурной перестройкой опорных структур позвоночника.
Возраст пациентов. Как правило, нарушение осанки развивается у детей школьного возраста, хотя может встречаться и у 4-5 летних детей. Среди школьников выделяются возрастные периоды, когда наиболее велика вероятность возникновения различных патологических состояний организма, в том числе со стороны опорно-двигательного аппарата, а именно позвоночника. Это школьники 1, 5 и 8-9-х классов.
Причины нарушения осанки.
С наступлением школьного периода жизни ребенка увеличиваются нагрузки в положении сидя и детский позвоночник "устает". Ребенок не в состоянии удерживать выпрямленное положение туловища. В результате перегрузки позвоночника возникает и перегрузка мышечно-связочного аппарата и межпозвонковых дисков, что приводит к появлению мышечных болей, утомляемости. Нарушение осанки может быть обусловлено многими хроническими заболеваниями, проявляющимися в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.
Виды нарушения осанки
Дефекты осанки условно делятся на несколько видов. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей.
Сутулость.
Кругловогнутая спина.
Плоская спина.
Плосковогнутая спина.
Сколиотическая (асимметричная) осанка.
Сохранение патологической осанки возможно благодаря определенному состоянию связок и мышц.
Поделиться52006-12-03 15:43:38
НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ В ДЕТСТВЕ
Пожалуй, первое место среди специфических заболеваний детей и подростков занимают нарушения функций опорно- двигательного аппарата, осанки и сколиозы. Ни в одном медицинском учебнике вы не найдете термин "школьный сколиоз", но многие врачи-ортопеды считают, что болезни позвоночника в детском и подростковом возрасте вызывают избыточные физические и статические нагрузки на позвоночный столб, имеющие место в период обучения.
Массовые обследования школьников в городе Москве выявили интересные закономерности. Во-первых, до 85% учащихся всех возрастных групп имеют неправильное положение позвоночника. Во-вторых, есть особые возрастные периоды, когда количество выявляемых нарушений в позвоночнике заметно возрастает? Такие пики приходятся на 2, 5, 6 и 9, 10-й классы. И в-третьих, что самое обидное для родителей и врачей, нарушение осанки прогрессирует в первый год обучения в школе c 25 до 75%. Высокая учебная нагрузка приводит к тому, что половине детей школьного возраста необходимо внимание специалиста-ортопеда, который назначает определенный комплекс лечебно-профилактических мероприятий, чтобы остановить или затормозить процесс влияния неправильного положения позвоночника на организм ребенка.
Что же такое нарушение осанки и чем оно отличается от сколиоза? Нарушение осанки - это отклонения в положении позвоночника, но они незначительны. При этом мышечный аппарат начинает неправильно функционировать, ребенок плохо переносит физические нагрузки, быстро устает и может жаловаться на боли в спине. Первыми симптомами нарушения осанки являются: различная высота плеч в свободном состоянии, несимметричное положение лопаток, сутулость или слишком сильно выраженный прогиб в поясничном отделе позвоночника и, конечно, изгиб позвоночника в сторону. Изменения в позвоночнике при нарушении осанки, к счастью, не затрагивают костной и связочной систем, локализуясь на уровне мышц, и достаточно легко устранимы. Но если ими не заниматься, они начинают влиять на кости и способствовать формированию сколиоза - тяжелой и неприятной болезни, которая поражает не только сам позвоночник, но и приводит к возникновению проблем с другими органами и системами нашего тела. При сколиозе позвоночник значительно искривляется, позвонки поворачиваются относительно друг друга, меняется положение лопаток, может образоваться горб.
Кроме сколиоза и нарушений осанки, у детей в результате неправильных физических нагрузок нередко образуется кифоз - заболевание, которое проявляется при различной степени сутулости. Оно характеризуется своеобразным внешним видом ребенка, повышенной утомляемостью, слабостью мышц спины, различными болевыми проявлениями. Любое детское заболевание позвоночника может вызвать всевозможные осложнения не только в опорно-двигательном аппарате, но и в работе внутренних органов, иннервация которых непосредственно связана со спинным мозгом и нервами, выходящими через межпозвоночные отверстия. Даже незначительное сужение межпозвоночного отверстия при сколиозе и кифозе может нарушить питание нервных клеток того или иного органа и вызвать такие заболевания, как мигрень, бронхиальная астма, язва желудка, недостаточность гормонального аппарата, сахарный диабет и т.д.
Каковы же причины сколиоза у детей и подростков, за счет чего нарушается осанка и неправильно функционирует позвоночник и его структуры? Помимо внутренних обменных, иногда генетических или биохимических процессов, основную роль в развитии детского и юношеского сколиоза играет образ жизни ребенка, его активность, питание, организация рабочего места и даже одежда.
Физическая активность приучает мышцы работать правильно и целенаправленно, поддерживая хорошую осанку. Современные дети, к сожалению, больше времени проводят за компьютером и телевизором. Спортивные залы и активный отдых забыты, а ведь именно они гармонично развивают не только позвоночник, но и организм в целом. Из-за отсутствия физической активности наши дети предрасположены к лени. Им, как это ни печально, не интересно на улице, не хочется двигаться, они считают, что тяжелый физический труд и любое движение, кроме ходьбы, вообще излишне. В 70% случаев кифозы и сколиозы обусловлены именно отсутствием адекватной и правильной, равносторонней нагрузки на мышцы спины. В результате мы видим сгорбленных девочек, мальчиков с впалой грудью, которые могли бы быть очень красивыми, если бы заботились о своем здоровье. Во многом наши дети берут пример со взрослых, и это касается не только бытовых привычек. Умение держать себя при ходьбе и при сидении дети перенимают у нас. Задумайтесь, так уж правильно мы сидим и ходим?
На рост и развитие позвоночника во многом влияет организация учебного процесса и рабочего места ребенка. Многие из теперешних пап и мам помнят стишки первоклассника, которые читались на физкультминутках и на каждом уроке: " Мы писали, мы писали, наши пальчики устали..." Теперь учителя не считают это важным, на первое место ставят выполнения плана урока любыми средствами, делая его очень насыщенным. В результате дети, вынужденные постоянно писать, находятся практически в одном положении, с поднятым плечом и искривленным позвоночником. Мышечная система реагирует на это напряжением одной группы мышц и расслаблением другой, а это приводит к тому, что, даже встав, ребенок сохраняет уже нарушенную осанку. Всем эти неприятности усугубляет школьная мебель: столы одинаковой высоты для всех детей, невзирая на возраст, неправильно подобранные стулья. Невольно начинаешь вспоминать такие удобные для детей парты с наклонными столами и прямыми спинками. Даже постоянное место ребенка в классе приводит к тому, что туловище приобретает устойчивый разворот в определенную сторону, к доске, к учителю, а пересаживать детей с ряда на ряд далеко не всегда считают нужным...
Современная одежда тоже играет отрицательную роль в развитии опорно-двигательного аппарата. Не секрет, что бывшая обязательной школьная форма психологически мобилизовывала детей, они старались выглядеть в ней, как все, как идеальный ученик, и это благотворно влияло на состояние их спины. Теперь свободная модная одежда, не отвечающая элементарным гигиеническим требованиям, стала в школе повседневной и вызывает проблемы со здоровьем. Чего стоят одни лишь "копыта" - обувь на невероятно толстой платформе, которая не позволяет правильно удерживать положение центра тяжести тела и нормальное положение стопы, в результате чего обязательно страдает позвоночник...
Можно привести еще множество факторов, так или иначе влияющих на состояние позвоночника, но главное - понять, что позвоночник не просто стержень нашего тела. Это сбалансированная, очень сложная система, связанная со всеми системами организма и его физическим состоянием и требующая к себе внимания и правильного отношения.
Поделиться62006-12-03 15:52:06
СКОЛИОЗ
Сколиоз - это боковое искривление позвоночника.
Сколиоз может быть простым, или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным - при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным и нефиксированным, исчезающим в горизонтальном положении, например при укорочении одной конечности.
Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и поворот вокруг вертикальной оси. Поворот способствует деформации грудной клетки и ее асимметрии, внутренние органы при этом сжимаются и смещаются.
Различают сколиозы врожденные, в основе которых лежат различные деформации позвонков:
- недоразвитие;
- клиновидная их форма;
- добавочные позвонки и.т.д.
К приобретенным сколиозам относятся:
- ревматические, возникающие обычно внезапно и обуславливающиеся мышечным спазмом на здоровой стороне при наличии явлений миозита или спондилоартрита;
- рахитические, которые очень рано проявляются различными деформациями опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и слабость мышц, ношение ребенка на руках (преимущественно на левой), длительное сидение, особенно в школе, - все это благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза;
- паралитические, чаще возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, но могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях;
- привычные, на почве привычной плохой осанки (часто их называют "школьными", так как в этом возрасте они получают наибольшее выражение). Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей с первых классов, держание ребенка во время прогулки за одну руку и.т.д.
Этим перечнем конечно охватываются не все виды сколиозов, а лишь основные.
Статистика многочисленных исследований по выявлению сколиоза у детей свидетельствует, что эта деформация – одно из наиболее частых заболеваний опорно-двигательного аппарата, которое имеет тенденцию к прогрессированию и достигает высшей степени к окончанию роста детского организма. Тяжелые искривления позвоночника и грудной клетки значительно влияют на функции внутренних органов:
уменьшают объем плевральных полостей,
нарушают механику дыхания, что, в свою очередь:
ухудшает функцию внешнего дыхания,
снижает насыщение артериальной крови кислородом,
изменяет характер тканевого дыхания,
вызывает гипертензию в малом кругу кровообращения,
гипертрофию миокарда правой половины сердца – развитие симптомокомплекса легочно-сердечной недостаточности, объединенного названием «кифосколиотическое сердце»
Как самим определить наличие сколиоза?
Примите привычную позу осанки (встаньте и расслабтесь). Прежде всего вы должны обратить внимание на следующие основные признаки сколиоза:
одно плечо чуть выше другого
одна из лопаток пошла "вразлёт" (выпирает угол лопатки)
различное расстояние от прижатой к боку руки до талии
при наклоне вперед заметна кривизна позвоночника
Если обнаружили хотя бы один из этих признаков - идите к ортопеду, или, хотя бы к хирургу.
Лечение сколиоза
Лечение зависит от возраста больного, типа сколиоза и степени деформации позвоночника.
Детский сколиоз при I и II степенях искривления позвоночника лечат консервативно. Важным условием успешного лечения является полноценное и богатое витаминами питание, регулярное пребывание на свежем воздухе, подвижные игры. Постель должна быть жесткой, для чего на кровать укладывают деревянный щит. Стул и стол на рабочем месте должны соответствовать росту. Нужно следить, чтобы ребенок сидел за столом прямо, а ноги его при этом достигали пола. Важна также правильная установка света, а при нарушении зрения обязательна его коррекция. Систематически проводят лечебную гимнастику и часто назначают ношение корсетов.
Консервативное лечение проводят также в специальных школах-интернатах для детей со сколиозом, в которых одновременно с обучением по обычной программе создан необходимый круглосуточный лечебный режим.
Одним из ведущих средств консервативного лечения сколиоза является лечебная физкультура. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты она дает при начальных формах сколиоза.
Противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к перерастяжению.
Комплекс средств ЛФК, применяемых при консервативном лечении сколиоза включает:
лечебную гимнастику;
упражнения в воде;
массаж;
коррекцию положением;
элементы спорта.
Коррекция сколиоза при выполнении физических упражнений достигается изменением положения плечевого, тазового пояса и туловища больного.
Упражнения лечебной гимнастики должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник - мышц, выпрямляющих позвоночник, косых мышц живота, квадратные мышцы поясницы, подвздошно-поясничных мышц и др. Из числа упражнений, способствующих выработке правильной осанки, используются упражнения на равновесие, балансирование, с усилением зрительного контроля и др.
Одним из средств ЛФК является применение элементов спорта:
плавание стилем "БРАСС" после предварительного курса обучения. Элементы волейбола показаны детям с компенсированным течением сколиоза.
Профилактика сколиоза предусматривает соблюдение правильной осанки При длительном сидении необходимо соблюдать следующие правила:
сиди неподвижно не дольше 20 минут;
старайся вставать как можно чаще. Минимальная продолжительность такого "перерыва" - 10 секунд
сидя, как можно чаще меняй положение ног: ступни вперед, назад, поставь их рядом, потом, наоборот, разведи и.т.д.
старайся сидеть "правильно": сядь на край стула, чтобы колени были согнуты точно под прямым углом, идеально выпрями спину и, если можно, сними часть нагрузки с позвоночника, положив прямые локти на подлокотники;
периодически делай специальные компенсаторные упражнения:
повисни и подтяни колени к груди. Сделай упражнение максимальное число раз
прими на полу стойку на коленях и вытянутых руках. Старайся максимально выгнуть спину вверх, и потом как можно сильнее прогнуть ее вниз.
Утренняя гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых - необходимый каждому человеку двигательный минимум и складывается он из ходьбы, бега, гимнастики и плавания.
Помимо управнений общеукрепляющего, оздоровительного характера, есть и немало специальных, например, для укрепления мышц брюшного пресса, груди, улучшения осанки... Эти упражнения позволяют в какой-то степени исправлять недостатки фигуры, позволяют лучше владеть своим телом.
Успех будет зависеть от продолжительности и регулярности занятий.
Правильная осанка делает нас не только более привлекательными, но и во многом способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма, является профилактикой сколиоза.
Следующие упражнения значительно укрепят мышцы спины и удержать тело в правильном положении:
И.п. - стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороныи, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды и вернитесь в и.п. Повторите 6-10 раз. Дыхание произвольное.
И.п. - стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний - к тазу). Присядьте, вернитесь в и.п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и.п. и, наконец, наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз.
И.п. - лежа на животе. Операясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 секунд,затем вернитесь в и.п.
И.п. - стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в и.п. Повторить 5-8 раз. Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела. Если вы работаете сидя периодически "вжимайтесь спиной и поясницей в спинку стула, а если есть высокий подголовник с усилием упирайтесь в него головой.
В том случае, если причиной возникновения сколиоза является разная длинна ног, под короткую ногу подкладывают стельку потолще, с помощью этого тазобедренный сустав принимает нужную (горизонтальную) форму, что выпрямляет позвоночник.
Оперативное лечение назначается при значительном и быстро прогрессирующем сколиозе и состоит в установке различного рода механических эндокорректоров, исправляющих кривизну позвоночника.
Как правило, полностью исправить искривление в детском возрасте возможно лишь при сколизе 1-2 степени, когда нет выраженных необратимых (диспластических) изменений в позвоночнике. При сколиозах 3-4 степеней можно добиться лишь остановки прогрессирования болезни.
По мере достижения окончания роста организма (16-18 лет) развитие сколиоза останавливается. Считается, что после 20 лет выпрямить позвоночник невозможно. Дальнейшее лечение носит общеукрепляющий и поддерживающий характер (лечебная физкультура, правильный режим дня, физиотерапия и массаж).
И в заключение: где бы вы не находились, не забывайте контролировать свою осанку. Это поможет вам избежать сколиоза.
Поделиться72006-12-03 16:03:21
НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ
Исправление осанки, нарушение осанки, корректор осанки
Сколиотическая болезнь и дефекты осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относятся к числу наиболее сложных и актуальных проблем современной ортопедии. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых.
По последним данным, число детей с различными нарушениями осанки достигает 30-60%, а сколиотическая болезнь поражает в среднем 6-15% детей.
В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его.
Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Осанка определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья.
Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды.
Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая ее правильное развитие и исправление осанки.
Причины, которые могут привести к нарушениям осанки, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности, длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела.
В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера (соединительно-тканная дисплазия позвоночника и крупных суставов, остеохондропатия, рахит, родовые травмы, аномалии развития позвоночника и др.).
В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гипокинезия) или нерациональное увлечение однообразными упражнениями, неправильное физическое воспитание.
Кроме того, появление неправильной осанки связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника, или ослаблением мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.
Причиной нарушений осанки могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствие мебели росту ребенка и другие.
В 90-95% случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Дефекты осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Нарушения осанки , как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике.
Грубые же изменения в позвоночнике развиваются при сколиотической болезни. Они больше выражены при 2-3-4 ст. тяжести сколиоза. Развивается сколиотическая болезнь преимущественно в периоды интенсивного роста скелета: 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста увеличение деформации, как правило, прекращается, за исключением паралитического сколиоза, при котором деформация может прогрессировать в течение всей жизни.
Сколиотическая болезнь - это очень сложное заболевание, требующее постоянного наблюдения и лечения у ортопеда.
Итак, правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободной опущенной рукой), прямой вертикальной линией остистых отростков позвонков во фронтальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (в положении наклона вперед).
Правильно сформированный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза и кифоза в грудном и крестцовом отделах. Эти изгибы наряду с эластическими свойствами межпозвоночных дисков обуславливают амортизирующие особенности позвоночника. Глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого. Во фронтальной плоскости (при осмотре со стороны спины) в норме позвоночник должен быть прямым.
Все эти признаки в комплексе создают красивый внешний облик человека. Отклонение этих показателей от нормы свидетельствует о наличии нарушений осанки или сколиотической болезни.
Дефекты осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях.
Различают следующие варианты осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:
"сутуловатость" - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза;
"круглая спина" - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника;
"вогнутая спина" - усиление лордоза в поясничной области;
"кругло-вогнутая спина" - увеличение грудного кифоза при увеличении поясничного кифоза;
"плоско-вогнутая спина" - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном лордозе.
Для определения степени искривления позвоночника в сагиттальной плоскости производят следующие измерения глубины изгибов позвоночника (в сантиметрах от отвеса, который прикреплен на затылке):
- шейный лордоз (от шнура до наиболее удаленной точки шейного отдела позвоночника);
- поясничный лордоз (от шнура до наиболее удаленной точки поясничного отдела позвоночника);
- крестцовую часть (от шнура до крестцовой части позвоночника);
- если шнур не касается грудного кифоза, то измеряется расстояние до спины.
Обычно различают три степени искривления позвоночника в сагиттальной плоскости. Чтобы определить, являются ли искривления уже установившимися, стойкими, ребенка просят выпрямиться.
Деформация 1 ст. - искривление позвоночника выравнивается до нормального положения при выпрямлении.
Деформация 2 ст. - искривление отчасти выравнивается при выпрямлении ребенка или при висе на гимнастической стенке.
Деформация 3 ст. - искривление не меняется при висе или выпрямлении ребенка.
Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половиной туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (лопатки, плечи), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени: от чуть заметных до резко выраженных. Боковое отклонение позвоночника при функциональных нарушениях осанки во фронтальной плоскости нестойкое, оно может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа; отсутствуют признаки торсии позвонков.
Профилактика и лечение нарушений осанки должны быть комплексными и включать:
Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
Правильная и точная коррекция обуви:
устранение функционального укорочения конечности, возникающее за счет нарушений осанки в области таза, и выравнивающая уровень подвздошных костей;
компенсирующая дефекты стопы ( плоскостопие, косолапость );
Организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.):
Постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плаванием ;
Отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения ( за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д. );
Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;
Плавание, лечебное плавание.
Применение , если это необходимо, различных ортопедических изделий : корректор осанки, спинодержатель, ортопедический корсет.
Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю, тренировать мышцы спины и брюшного пресса. Эти упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной физкультуры, в урок физического воспитания в школе, в спортивную тренировку.
Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и брюшного пресса, - тогда они могут в течение долгого времени удерживать позвоночник в правильном положении.
Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5-7 сек., а затем сделать паузу для отдыха в течение 8-10 сек., повторить 3-5 раз.
Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц. На одном занятии целесообразно делать 3-4 упражнения. Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, но по мере их освоения упражнения необходимо усложнять за счет усложнения исходного положения, за счет изменения положения рук, ног, применения отягощений (палки, гантели, мячи, медболы, увеличения числа повторений до 10-12.
Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими, дыхательными, упражнениями на расслабление, на координацию и др.
Необходимо помнить, что сформировать правильную осанку можно только в период роста позвоночника.
Поделиться82006-12-03 16:12:34
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ШКОЛЬНИКОВ
Уже в дошкольный период позвоночник ребёнка начинает испытывать повышенные нагрузки: как правило, современные родители стараются водить своих малышей на подготовительные занятия. И начиная с 5-6 лет, хотя бы по 2 часа 2-3 раза в неделю, ваш малыш "сидит за партой". А мебель (столы и стульчики) чаще не приспособлена для ещё маленьких учеников. В результате перегружается спинка и устают глаза.
В домашней обстановке будущие первоклашки регулярно занимаются совершенствованием полученных навыков: пишут, читают, рисуют, лепят из пластилина, делают аппликации… Задумайтесь над тем, где именно это происходит… На кухне или за письменным столом у папы? Или же ребёнок держит альбом для рисования на собственных коленях? Возразит нам наименьшее количество родителей, которые с гордостью могут признать, что у их малыша уже есть "рабочее место", созданное с учётом его роста, возраста и иных требований (направление и сила освещения, высота стула и прочее).
Грамотно созданное "рабочее место" крайне необходимо первокласснику. Именно в период начала регулярных занятий позвоночник ребёнка сам "ищет" для себя удобную позу… Удобную, но НЕПРАВИЛЬНУЮ! Если родители своевременно не примут меры, способствующие выработке правильной осанки, то последствия неизбежны и не всегда поправимы. Увы, Медицина не победила окончательно такую проблему как "сколиоз", и споров на тему методов лечения предостаточно. А вот меры профилактики давно известны.
Одна из них - своевременная и правильная организация рабочего места школьника, способствующая закреплению навыков правильной осанки… Каковы же требования к рабочему месту?
Стул.
Глубина сиденья должна быть немного меньше, чем расстояние от подколенной ямки до крестца.
Если нет возможности приобрести стул с ортопедической спинкой, в соответствии с ростом, - воспользуйтесь подручными средствами, и сделайте импровизированную спинку.
Очень удобно, если на спинке стула в области поясницы есть специальный валик, не дающий паравертебральным мышцам чрезмерно перегружаться.
Если малыш ещё не касается ногами пола, под ножки ему подберите скамеечку: углы "стопа-голень" и "голень-бедро" рекомендовано приблизить к значению 90 градусов.
Стол.
Локти ребёнка должны свободно опираться на письменный стол (т.е. на столешницу, которая располагается на уровне солнечного сплетения). Следите за расстоянием от глаз до тетради (книги) - оптимально это 30 см. Для того, чтобы уточнить расстояние, попросите ребёнка поставить локоть на стол и посмотреть вперёд перед собой - если столешница расположена правильно, то кончик среднего пальца касается наружного угла глаза.
Чтение.
Книги желательно располагать на специальной подставке на расстоянии вытянутой руки от глаз. Если книга будет лежать перед ребёнком на столе, обычно располагаясь правее или левее, то привычный наклон и поворот головы за очень короткий срок перегрузят шейный отдел маленького ученика. А родители будут ломать голову в поисках причины головных болей.
Письмо.
Тетрадь правильно располагать под углом 30 градусов - при таком наклоне хорошо видно то, что "выходит из-под пера". Иначе расположенная тетрадь заставит и голову больше наклонять, и поворачивать туловище по оси.
Освещение.
Настольная лампа - это идеальный вариант для освещения рабочей поверхности: свет должен падать слева и спереди, не создавая тень. Рекомендуемая мощность лампы - 60 ватт.
А естественный свет и расположение стола ближе к окну позволяет максимально использовать световой день.
Хорошие привычки.
Научите ребёнка сидеть во время занятий ровно, опираясь на обе стопы и на обе ягодицы.
Каждые 40 минут желательно делать активные передышки: движение снимет напряжение и усталость, и поднимет настроение.
Вредные привычки.
Класть ногу на ногу или подворачивать одну ногу под себя, свешивать нерабочую руку вниз, сидеть перед столом в пол-оборота, смотреть одновременно телевизор - это быстрый путь к нарушениям осанки. И перечисленные привычки, порой, появляются у детей до встречи со школьными заботами.
Воробьёва Виктория, врач-реабилитолог
Поделиться92006-12-03 16:18:41
Профилактика нарушений осанки у школьников
Рабочая поза – основной фактор, формирующий осанку школьника
Укрепление здоровья школьников – одно из направлений современной реформы образования. А одна из наиболее распространенных «школьных» патологий – нарушение осанки, приводящее к серьезным заболеваниям позвоночника, внутренних органов, центральной нервной системы. Формирование же нарушений осанки напрямую зависит от неправильно подобранной мебели и, следовательно, нерациональной рабочей позы.
Предметы оборудования, предназначенные для детей и подростков, должны полностью соответствовать анатомо-физиологическим возможностям организма, основным пропорциям тела. Ведь учебный процесс связан процесс не только с умственным, но и с большим физическим напряжением. Занятия за партой, чертежным столом, стояние за верстаком, сидение во время рукоделия связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, рук и ног.
Основную роль в регуляции позы играют нервно-мышечная система и суставной аппарат. В систему управления позой входят соответствующие сегменты спинного мозга, получающие сигналы от мышечных рецепторов. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что сохранение осуществляется благодаря физическому тремору – незначительным постоянным движениям по отношению к среднему положению.
Позы, которые сопровождаются небольшим наклоном корпуса, более выгодны с точки зрения статистики и биомеханики, вызывают малую амплитуду колебаний центра тяжести. Позы с большим наклоном корпуса приводят к смещению центра тяжести вперед, и амплитуда колебаний увеличивается. Кроме того, увеличение наклона корпуса и нарастание в связи с этим активности мышц спины и шеи сопровождаются учащением дыхательных движений, могут способствовать нарушениям зрения, развитию ряда патологических явлений, связанных с венозным застоем в конечностях и малом тазу, и, наконец, сдавливанием передних отделов межпозвонковых дисков.
Для оценки различных поз, принимаемых детьми во время занятий, и суждения о преимуществах одной позы перед другой надо учитывать различные аспекты и в соответствии с этим различать физиологические, патофизиологические, а также психофизиологические критерии.
К физиологическим критериям относится степень мышечной активности, направленной на поддержание тела. «Экономичность» позы характеризуется и реакциями со стороны кровообращения, дыхания. Сюда же относятся устойчивость и регуляция позы с помощью микроколебаний.
К числу патофизиологических критериев следует отнести асимметрию позы и сопутствующую ей асимметрию мышечной активности, а также чрезмерные наклоны кпереди при посадке за партой (столом). Статическая нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту учащихся и другим соматометрическим параметрам. Из-за этого возникают условия, способствующие развитию близорукости и ее прогрессированию, нарушению осанки.
К психофизиологическим критериям относится субъективная связь с удобством позы, с отсутствием или наличием давления в области седалищных бугров или задней поверхности бедер, оценка степени беспокойства, удобства зрительного восприятия рабочей поверхности. Особенное значение эти критерии приобретают с введением в учебной процесс экранных и звуковых (экранно-звуковых) средств обучения.
Высота стула должна быть равна длине голени со стопой (в обуви) до подколенной ямки в положении сидя. При большей высоте стула нога учащегося не достигает пола, уменьшается площадь опоры, увеличивается мышечная нагрузка. При меньшей высоте колени будут подниматься над стулом, образуя острый угол между голенью и бедром, в связи с чем затрудняется кровообращение в ногах, уменьшается площадь опоры бедра. Глубина сиденья должна составлять от двух третей до трех четвертей длины бедра, а профиль сиденья соответствовать форме бедра и ягодиц.
Надо учитывать и соотношение основных элементов крышки стола и стула со спинкой. Оно благоприятно, если дифференция – расстояние по вертикали от заднего края стола до сиденья стула равняется разности высот сиденья и локтя свободно опущенной руки сидящего школьника плюс 5 - 6 см. Заниженная или завышенная дифференция вынуждает школьника опускать или поднимать правое плечо во время письма, что приводит к асимметрии тела и искривлению позвоночника, а также сокращает или увеличивает расстояние от глаз до книги или тетради.
Дифференция парты (стола) – высота крышки над плоскостью сиденья также должна соответствовать размерам тела, ее величина составляет 18 процентов от роста ребенка. Если стол низкий, учащийся наваливается на него корпусом, и могут возникнуть искривление позвоночника (кифоз), близорукость, нарушение обмена веществ. Когда парта высокая, то ученик должен сидеть напряженно, с высоко поднятыми локтями, что ведет к усилению поясничной кривизны позвоночника (лордоз), повышенному утомлению при работе. Между тем нарушения в состоянии здоровья могут возникнуть даже правильной дифференции, если учащийся во время письма и чтения не держит оба локтя на крышке стола, если один из локтей свисает. Тогда вырабатывается сколиоз, влекущий за собой нарушение функций всего организма.
Дистанция спинки – расстояние по горизонтали от заднего края крышки стола до спинки стула не должна превышать предназначенного размера грудной клетки более чем на 5 см. При завышенной дистанции спинки школьник лишен возможности опираться на нее, центр тяжести тела смещается вперед по отношению к точке опоры. При недостаточной дистанции спинки крышка стола упирается в грудную клетку, нарушаются дыхание и кровообращение, рабочая поза становится неудобной, статическая нагрузка увеличивается – прогрессирует утомление, падает работоспособность.
Дистанция сиденья парты (стола) – взаиморасположение края стула и заднего края крышки стола бывает трех разновидностей: положительная, нулевая и отрицательная. При последней передний край скамьи (стула) подходит под задний край крышки парты (стола) на 4 - 5 см. Это создает эффективную опору для туловища, оно оказывается в удобном положении, руки спокойно покоятся на рабочей поверхности парты или стола, голова удалена от нее на 35 – 40 см, зрительные оси направлены под углом, близким к прямому. При этом осанка ученика отличается хорошей выправкой и вместе с тем не напряжена. Органы дыхания и кровообращения функционируют свободно и полноценно, обеспечивая хорошее снабжение мозга кровью, что создает благоприятные условия для высшей нервной деятельности и укрепления здоровья.
В наших школах действует кабинетная система. Каждый класс большую часть учебного дня проводит в одном кабинете. В этих условиях можно соблюдать необходимые стандарты. Тем более что существуют ГОСТы на ученическую мебель, введена ее фабричная цифровая и цветовая маркировка. Так, росту 100 – 115 см соответствует мебель ¹ 1 оранжевого цвета, росту 115 – 130 см – фиолетовая ¹ 2А, 131 – 145 см – желтая ¹3Б, 146 –160 см – зеленая ¹ 5Г, а для тех, кто выше 175 см – голубая ¹ 6Д.
Однако, как показали наши исследования, имеющаяся в классах мебель нередко используется неправильно, ученики не выбирают себе стол и стул, наиболее подходящие к их параметрам. Да и учителя по этому поводу мало беспокоятся. Не случайно целевой углубленный медицинский осмотр выявил такие данные: у 62 процентов обследованных девятиклассников отмечены нарушения осанки, чаще в виде сутулости и асимметрии лопаток. Боковые искривления позвоночника определены в 23 процентах случаев, кифозотические-лордотические – в 18.
Нельзя не сказать, что значение имеет не только поза, но и расстановка мебели в классе. Парты (столы) нужно размещать в 3 колонны так, чтобы свет падал с левой стороны. При этом не менее 2 раз в год школьников, сидящих в первом и на третьем рядах, надо менять местами: те, кто вначале сидел в третьем ряду, затем должны быть пересажены в первый, и наоборот, причем за столы (парты) соответствующих номеров. Недопустимо использовать, скажем, 5 колонн, так как дети, сидящие в крайних рядах, имеют плохой угол зрения по отношению к доске и вынуждены поворачивать корпус тела. Впереди колонны ставятся более низкие парты, по мере удаления – более высокие.
Для лучшего использования естественного освещения низкие парты следует ставить ближе к окну. Конечно, для этого каждому классу надо иметь мебель нескольких размеров.
Проходы между партами должны составлять 70 см, а между партами и стеной – от 50 до 70. Расстояние от доски до первого ряда столов – 200, а до последнего – 800см. И, разумеется, учителям надо обязательно рассаживать учеников, учитывая не только их рост, но и состояние здоровья. Нельзя отдалять даже высоких школьников, если понижено зрение или ослаблен слух, а страдающих ревматизмом, бронхитом и другими болезнями, развитию которых способствует охлаждение организма, не следует сажать возле наружной стены класса и тем более – у окна.
Дадим рекомендации и родителям. В домашних условиях также необходимо придерживаться правил подбора ученической мебели в соответствии с ростом ребенка. И, следите, чтобы сын, дочь правильно пользовались стулом: его надо задвигать за край стола на 3-4 см и опираться спиной на спинку стула. Во время подготовки домашних заданий нужно делать 15-минутные перерывы через каждые 45 минут и через каждые 15 минут менять позу. А если все-таки обнаружите нарушения осанки, искривления позвоночника, сразу же обращайтесь за советами к специалистам.
Пусть ваши дети будут здоровы!
Поделиться102006-12-03 16:30:34
Вот ещё несколько очень полезных ссылок по данной теме:
Нарушение осанки. Игры, которые лечат (здесь много активных ссылок; пройдитесь по ним - не пожалеете!!!)
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ (в самом низу страницы есть несколько очень полезных ссылок)
Сколиоз. Искривления позвоночника. Лечение, профилактика, диагностика. (тут тоже можно "побродить" по ссылкам)
РЕЦЕПТ ЗДОРОВЬЯ (комплекс упражнений)
Коррекция осанки, сколиоз (сайт Валентина Дикуля)
Поделиться112006-12-03 16:37:19
КИФОЗ
В норме позвоночник и таз образуют вместе с нервно-мышечным аппаратом спины, живота, грудной клетки, диафрагмы и мышцами нижних конечностей одну гармоничную систему.
Правильно сформированный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза и кифоза в грудном и крестцовых отделах. Эти изгибы наряду с эластическими свойствами межпозвоночных дисков обуславливают амортизирующие особенности позвоночника.
Отклонения этих показателей от нормы свидетельствуют о наличии нарушений осанки.
Кифоз - это искривление позвоночника выпуклостью назад. Выделяют кифоз физиологический, который наблюдается в норме у взрослых людей (кифоз грудной и кифоз крестцовый), и кифоз патологический, который появляется в результате заболеваний или травм позвоночника, а также при нарушениях осанки. Проще говоря, кифоз - это сутулость или горбатость.
Искривление грудного отдела позвоночника приводит к формированию "круглой спины". Круглая спина (как отклонение от нормального типа) представляет характерную позу: плечи свисают кпереди и книзу, угол наклонения таза уменьшен. Грудь сужена в положении экспирации (выдоха). Диафрагма оттеснена книзу, брюшная стенка расслаблена, живот слегка выпячен. Центр тяжести проходит кзади на уровне поясничного отдела. Это положение компенсируется наклонением вперед верхней части туловища.
При этой форме искривления позвоночника в связи с клиновидной деформацией позвонков, дегенерацией межпозвоночных хрящей, деформирующим спондилоартрозом и другими причинами, как правило, развивается контрактура мышц передней брюшной стенки, грудных мышц и растяжение мышц спины, нарушается осанка (сведенные плечи, крыловидные лопатки).
В результате заметно ухудшается подвижность ребер, грудной клетки в целом, что приводит к уменьшению жизненной емкости и вентиляции легких, нарушается функциональное состояние позвоночника (особенно рессорная функция), следствием чего являются неблагоприятные изменения кардиореспираторной и других систем организма.
Такая деформация позвоночника, выраженная в различной степени, наблюдается чаще в детском и юношеском возрасте.
В патогенезе кифоза следует учитывать врожденную особенность строения позвоночника, слабость мышц всего туловища, некоторые заболевания позвоночника: рахит, туберкулезный спондилит, анкилозирующий спондилез, при травматических повреждениях позвоночника, параличе мышц спины, при мышечной дистрофии и др.
Увеличение грудного кифоза является проявлением заболевания позвоночника, которое проявляется в подростковом возрасте: юношеского кифоза - болезни ШЕЙЕРМАН - МАУ.
Болезнь Шейерман-Мау (юношеский кифоз) чаще встречается у мальчиков в возрасте 14-16 лет. По существующим в настоящее время представлениям причиной болезни является врожденная неполноценность межпозвоночниых дисков нижнегрудного отдела позвоночника и верхних и нижних замыкательных пластинок тел позвонков. Это приводит к формированию клиновидной деформации тел позвонков. Заболевание передается по наследству, через поколение, по женской или мужской линии.