Поиски себя!

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Поиски себя! » Наши дети » Развитие речи.


Развитие речи.

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

В своей работе я использую эти материалы.Может кому-нибудь пригодятся.
Развитие речи от Елены Даниловой http://www.danilova.ru/
Что с чем делают?
Песок сыплют, а воду …
Котлеты жарят, а суп …
Стол накрывают, а постель …
Цветы водой поливают, а огонь водой …
Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену …
Стол может сломаться, а стакан …
Воду можно разлить, а горох …
Сено косят, а волосы…
Нитки прядут, а холст …
Платье шьют, а шарф …

Что из чего делают ?
Что делают из муки? (хлеб, макароны)
… из молока? (сметану, сливки, творог, кефир, йогурт, сыр)
… из шерсти овец? (нитки)
… из шерстяных ниток? (свитер, джемпер, носки, варежки, шарфы)
… из песка? (стекло)
… из глины? (посуду, кирпич)
… из металла (инструменты, посуду)
… из нефти? (бензин)
… из хлопка? (ткани, вату)
… из древесины? (мебель, игрушки)
… из семян подсолнуха? (подсолнечное масло)



Опиши животное

Чей хвост?

Корова – коровий.

Заяц – заячий.

Овца – овечий.

Лошадь – лошадиный.

Кошка – кошачий.

Коза – козий.

Поросенок – поросячий.

Ёж – ежиный.

Белка – беличий.

Волк – волчий.

Лиса – лисий.

Чьё ухо?

Корова – коровье.

Заяц – заячье.

Овца – овечье.

Лошадь – лошадиное.

Кошка – кошачье.

Коза – козье.

Поросёнок – поросячье.

Ёж – ежиное.

Белка – беличье.

Волк – волчье.

Лиса – лисье.

Чья голова?

Корова – коровья.

Заяц – заячья.

Овца – овечья.

Лошадь – лошадиная.

Кошка – кошачья.

Коза – козья.

Поросёнок – поросячья.

Ёж – ежиная.

Белка – беличья.

Волк – волчья.

Лиса – лисья.

Чьи глаза?

Корова – коровьи.

Заяц – заячьи.

Овца – овечьи.

Лошадь – лошадиные.

Кошка – кошачьи.

Коза – козьи.

Поросёнок – поросячьи.

Ёж – ежиные.

Белка – беличьи.

Волк – волчьи.

Лиса – лисьи.

Развитие речи детей от одного года

2

Как правило, в полтора года многие дети начинают активно
разговаривать. Их речь состоит или из отдельных слов или из совсем
простых предложений, состоящих из двух-трех слов. Чаще всего, слова
эти еще неправильно согласованы между собой. Не все звуки и слова
малыш произносит правильно. Задача родителей: расширять словарных
запас малыша, научить его правильно выговаривать слова, правильно
строить фразы.

Что для этого можно сделать?

Есть одна интересная и простая игра. Вы говорите малышу "скажи
"мама"" (ведь это слово он, наверняка, может произнести) и ждете, пока
он скажет. Если он не понял, что он должен сделать, вы поворачиваетесь
к папе или к бабушке и произносите ту же фразу. Папа, естественно,
делает то, что вы его попросили, то есть, говорит слово "мама". Потом
опять обращаетесь к ребенку с той же просьбой. Он, скорее всего,
скажет, то что вы просите. Тогда вы еще раз просите его сказать то же
слово или любое другое из его активного словаря. Если он все же не
понял, начните все заново через некоторое время или на другой день. В
результате малыш поймет, что вы от него хотите и начнет повторять
слова, которые вы просите.

Сначала просите его произносить только те слова, которые он свободно
может сказать. Пусть привыкнет к этой игре и легко выпаливает нужное
слово. После этого начните вводить по одному новому слову (за одну игру
или несколько раз одно и то же). Сначала несколько знакомых слов,
только потом новое. Причем слово нужно подобрать такое, какое малышу
будет несложно произнести, похожее на те, которые он знает или
состоящее из тех же звуков, которые ему по силам. Так вы сможете
постепенно расширить активный словарь малыша.

Когда малыш произносит слова, следите, чтобы он не путал порядок
слогов в слове, произносил "настоящие" слова, а не облегченные или
измененные варианты. Это очень мило звучит, но малыш может надолго
затормозиться в развитии речи, если вы не будете его поправлять или
будете умиляться неправильным словам. Каждое неправильно
произнесенное слово нужно исправить: просто произнесите его
правильно и попросите повторить.

3

Малышу можно и нужно задавать разные вопросы, несмотря на то, что не
на все из них он может ответить (словами или показом). Все равно, это
активизирует его мыслительную деятельность. Это могут быть такие
вопросы: "Где?" (тот или иной предмет или человек, где малыш был, где
он взял и т.д.), "Куда?" (куда положить, куда пойдем и т.д.), "Что это?", "Кто
это?" и другие вопросы. Очень полезно для развития речи малышей -
разговоры по телефону, когда невозможно просто показать знаками
(хотя дети пытаются делать это при разговоре по телефону). Надо
предупредить бабушку или еще кого-то из родственников, что им
"позвонит" малыш. Пусть они спросят его, кто это звонит, что он делает,
как он себя чувствует и так далее. Простые вопросы, на которые малыш
сможет ответить теми простыми словами, которыми он владеет. Чем
чаще ребенок будет разговаривать по телефону, тем лучше.

Расширяйте количество названий и понятий, которые знает малыш.
Показывайте и называйте ему все предметы в доме, смотрите книжки с
картинками и альбомы (об этом подробнее в лекциях по чтению и об
энциклопедических знаниях). Давайте обобщенные названия предметов -
мебель, посуда, одежда, фигуры и прочее. И конкретные названия
каждого предмета. Вместе с ним раскладывайте карточки с
изображением разных предметов по группам. Делайте это сами, задавая
себе наводящие вопросы и сами на них отвечайте, сами раскладывайте
карточки. Через некоторое время малыш захочет присоединиться к
вашей игре. И не важно, что он не сразу начнет правильно раскладывать
карточки, поощряйте любую его активность.

Знакомьте ребенка с понятиями: "такой", "такой же", "не такой",
"одинаковые", "разные". Учите его ориентироваться в пространстве,
показывайте и рассказывайте, что такое: "верх", "низ", "право", "лево",
"середина", "внутри", "снаружи", около", "далеко", близко", "высоко",
"низко", "ближе", "дальше" и так далее. Конечно, малыш не сразу
разберется во всем этом. Но это не важно. Не проверяйте его, просто
еще и еще раз все это показывайте и называйте своими словами. Рано
или поздно он начнет в этом разбираться.

Читайте малышу как можно больше книг с детскими стихами, потешками,
короткими сказками. Если малыш не может выслушать до конца все, что
написано на странице, а торопит вас ее перевернуть, не боритесь с ним,
ему ведь пока больше интересны картинки. В этом случае, читайте только
одну-две строчки на каждой странице и сразу ее переворачивайте, чтобы
сохранить интерес малыша к общению с книгой. Или просто покажите и
назовите одну-две картинки на странице. Можете сочетать все три
способа чтения в разное время: весь текст, часть текста, только
картинки. Иногда можете попросить малыша самого показать вам
знакомые ему картинки или, если он может, попробовать назвать, что там
нарисовано. Но если малыш молчит, не настаивайте, назовите картинку
сами.

Когда малыш стал узнавать картинки в книгах, начните более подробно
рассказывать о том, что делает тот или иной персонаж: "заяц бежит",
"мальчик ест" и так далее. Обращайте внимание не только на действия,
но и на эмоции, которые испытывает персонаж: "улыбается", "плачет",
"удивляется" и так далее. Рассказывайте малышу о том, что окружает то
или иное действующее лицо, что за предметы у него в руках или рядом с
ним. Одним словом, от простого называния персонажа с каждым разом
переходите к более детальному обсуждению картинок. Поощряйте
малыша к повторению произнесенных вами слов, к показу картинок по
вашей просьбе.

Постепенно, от простого рассматривания книг надо перейти к
настоящему чтению. Малышам больше всего нравиться слушать стихи.
Короткие стихи они быстро запоминают. Только ни в коем случае не надо
просить ребенка рассказать вам их по заказу. Это, как правило, отбивает
всякую охоту. Малыш сам будет "помогать" вам, когда вы будет читать
ему, произнося последнее слово в строчке (для этого, перед последним
словом сделайте небольшую паузу). Через некоторое время он сможет
произносить половину строчки или всю следующую строку.

Пойте малышу песенки. Как правило, маленькие дети любят их слушать и
вскоре начинают подпевать (сначала только мотив, потом и слова).

подробно здесь  http://dom.de-va.ru/?newsid=1164214186

4

МИла, спасибо, возьму всё это себе в работу с моими 4-х летками. Я сейчас воспитатель в средней группе. А ты работаешь с каким возрастом? 

5

Капелька,у меня3-5 лет.Можем обмениваться материалом.Что ты сейчас ищешь,может у меня есть.Пиши. подмигивание

http://school-work.net/zagadki/pro-ovoshi-i-frukti/ Замечательные загадки на разные темы.

wwwdetskoeradio.com.-Добро пожаловать на страницу единственного в интернете Детского Радио!

Если дома нет книг Маршака,здесь-все стихи   http://lib.sosh.ru/book.asp?id=572

Пальчиковые краски.

Описание: как правило, пальчиковые краски сделаны на водной основе и предназначены специально для рисования руками. Пальчиковые краски без труда стираются водой, не токсичны и легко смешиваются на бумаге. Ваш ребенок будет просто счастлив порисовать пальчиками, попробуйте и Вы вместе с ним. Вам понравится!

Способствует развитию: произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции), мелкой моторики, воображения, творческих способностей, художественных способностей, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, восприятия.

Кроме того, рисующие дети, как правило, начинают и говорить раньше, ведь центры мелкой моторики и речи тесно взаимосвязаны, а за творческое начало отвечает правое полушарие, развитию, развитию которого сейчас уделяют большое внимание.

Обычно в коробке 5 цветов.

6

Милочка, начинаю с изучения буковок - сначала гласные А, О, У, Ы, Э, потом согласные М, Н, дальше гласные Я, Е, Ё, Ю, И и остальные согласные, в конце ъ и ь знак.
Изучать в игре, о каждой букве рассказываю сказку и показываю эту сказку.
Буковки развешиваю на стульчиках, прошу найти стульчик с буковкой.
И множество заданий узнать буковки из других, дописать, обвести.
Спрашивай, что именно тебе подсказать.
Родителям сказать, чтобы учили писать имя ребёнка на русском языке.

Именно так про стульчики - первое  - имя ребёнка.
затем показ картинки и определение первого звука - опять найти буковку нас стульчике и сесть на него. Всё занятие надо, чтобы малыш выбирал именно этот стульчик, повторял буковку.
Следующий этап - показ картинки и определить второй звук и найт эту буковку, далее третий звук. И, конечно, последний звук. Это всё развитие - фонематического слуха, внимания, мышления(анализ-синтез).
у нас много игр настольных по обучению грамоте.
Я использую книгу - "Занимательное азбуковедение", там собран материал по каждой буковке.
Слова брать любые, я думаю, ты, Милочка, поняла? Количество букв разное.
Для определения последнего звука можно брать сначала слова - миР, доМ, соН, а потом любые - мамА, дорогА, праздниК.
Буковки у нас ламинированные и мы прикрепляем к стульчику их скотчем.
А для математики к стульчику прикрепляю фигуры разноцветные и даю задание - найди и сядь на стульчик с красной трапецией, с жёлтым ромбом, с зелёным кубом и т.д. И находят! https://forumupload.ru/uploads/0000/0b/62/88308-3.gif  https://forumupload.ru/uploads/0000/0b/62/88308-1.gif

7

http://vesnadesign.narod.ru/no3/49.jpg

http://www.for-kid.ru/shop/pages/img/big/protivopolojnosti_vd_big.jpg

http://www.for-kid.ru/shop/pages/img/big/podberi_po_smislu_vd_big.jpg

8

http://www.kindereducation.com/imag/child21.jpgРазвитие речи дошкольников в играх

Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками.

Для того, чтобы заниматься развитием речи Вашего малыша, вовсе необязательно усаживать ребенка за стол, создавать атмосферу урока. Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.

Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом.

Обучающие и развивающие речевые игры

Игры для развития фонематического слуха
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие. Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Выдели слово.
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Подумай, не торопись.
Предложите детям несколько заданий на сообразительность :
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и.т.д.
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

Шутки - минутки.
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры :
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.

Божья коробка, полети на небо,
Принеси мне хлеба.

источник

9

Тест на готовность к школе. Проверим слух, речь, логику...

На самом деле готовность к школе – это отнюдь не умение читать и считать. Дорос дошкольник или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам, выяснить которые можно с помощью игры.

Умение подчиняться действовать по правилам и контролировать свои действия?
Есть такая игра: «Да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10.
Если отвечает почти без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок.

Уровень развития речи. Это один из самых важных критериев готовности ребенка к обучению в школе.
Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6–7 предложений) рассказ либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

Уровень развития фонематического слуха?
Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):
Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос
Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.
Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.

Вторая игра – «Назови звуки». Взрослый просит малыша назвать первый и последний звуки в словах «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук – согласный, последний – гласный), «индюк» (первый звук – гласный, последний – согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, его фонематический слух пока не развит.

Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на слоги, можно воспользоваться игрой «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»...

Умеет ли выполнять логические операции: устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное?
Попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то...», «Прошел дождь, поэтому...».
В игре «Четвертый лишний» предлагают ряды из 4 картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю. Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых – пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: «день – ночь, лето – ... (зима)»; «часы – время, градусник – ... (температура)», «глаз – зрение, ухо – ... (слух)».
Если ребенок допустил не больше 1–2 ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

Достаточно ли развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация? Без этих навыков ребенка не обучить письму.
Обратите внимание, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.
***
Если у ребенка в 6–6,5 года есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать его в школу – он к ней пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов – тоже.

10

Развивающие игры для самых маленьких

Развивающие игры для малышей 9 месяцев.
Светила медицины не устают напоминать, что развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой моторики. Речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, которые идут от пальцев рук. Классическая пирамидка как нельзя лучше подходит для этой цели.
К 9 месяцам малыш уже понимает, что можно снимать колечки, а вы будете надевать их на стержень снова. Рекомендуют, как правило, собирать пирамиду от большего к меньшему, но вы можете попробовать собрать "гантельку". С разных концов стержня наденьте большие кольца, а в середину - маленькие. Теперь эту конструкцию можно катать по полу и перекатывать друг другу. Не забывайте комментировать всё, что делает ваш ребёнок: " Серёжа снял колечко. Ещё одно. Серёженька снял все колечки! Нет больше колечек". Обязательно хвалите ваше чадо, чтобы игра вызывала у него положительные эмоции.
http://www.kindereducation.com/imag/baby_mom02.jpg
Если у вас имеются две пирамиды, то можно из них можно составить машину. Например, если в пустой бутылке проделать дырки и в них просунуть стержни от пирамидок, а на них надеть кольца, то получится прекрасный вариант для путешествия по квартире. Если же ваше сокровище хватает еду руками, облизывает пальцы, расстегивает только что надетый подгузник, утешайте себя мыслью, что дитя развивает мелкую моторику. Если же вы не можете спокойно смотреть на эти безобразия, найдите альтернативный вариант этим занятиям.

Можно дать ему большую сумку или пиджак с крупными пуговицами, или кофту с застежкой-молнией. Только при этом вам нужно внимательно следить, чтобы ребёнок не поранил себя. Другими словами, во время этого занятия отходить от ребёнка нельзя, чтобы он случайно не проглотил оторванную невзначай пуговицу и не прищемил себе пальчики молнией. Маленькие дети очень любят застёжки на липучке. Процесс открывания и закрывания таких замков обычно доставляет массу удовольствия, особенно если под липучкой что-нибудь спрятано. Если же у вас на какой-нибудь одежде есть карман на липучке, положите в него какую-нибудь игрушку и покажите малышу, как ее достать. Некоторые дети, например, с удовольствием расстёгивают липучки на ботиночках, потому что потом ботинок с ноги снять гораздо проще.

Покажите малышу, как перелистываются страницы сначала нервущихся книжек, потом картонных, а потом уже обычных книг. Можно попробовать с ним постучать пальчиком по клавишам пианино, выдать ему губку для мытья посуды и микрофибровую тряпочку. Они прекрасно впитывают воду, и крошке будет очень интересно играть с ними в ванной, что тоже, без сомнения, влияет на развитие мелкой моторики.

Прекрасная игра для ребёнка 9 месяцев - прятки. Можно спрятать какую-нибудь игрушку, например мишку, под одеяльцем или пелёнкой. Но так, чтобы какая-то его незначительная часть осталась видна. Сначала, конечно, лучше спрятать игрушку на глазах у ребёнка. Как только он её найдет, нужно похвалить кроху, а потом спрятать снова, но в тот момент, когда малыш отвернулся. Но, по-прежнему, оставить часть игрушки на виду. Где же спряталась игрушка? Теперь эта задача стала более сложной. Если не получается сразу с ней справиться, то это не должно вас расстраивать, и уж тем более, не ругайте своё чадо. В этом возрасте он только начинает задаваться вопросом: что происходит с предметом, когда его не видно. В памяти откладывается определённый образ.

Эта игра, как ни странно, готовит малыша к первым разлукам. Для того, чтобы отпустить маму, ребенку нужна уверенность, что мама обязательно вернется, что она ушла не навсегда. А для этого в его памяти должен сохраниться мамин образ. Потом нужно попробовать спрятаться за чем-нибудь и позвать кроху. Если он не может сразу вас найти, выгляните из укрытия и снова позовите его. Ура, мама нашлась!
http://www.pokupki-24.ru/admin/pictures/601000315b.jpg
Автор: Полина Царегородцева источник

11

Развивающая игра с ленточками
Развивающая игра с ленточками является развлечением, но кроме хорошего настроения она обучает через подражание; учит действовать двумя руками одновременно; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; развивает фантазию, познавательные способности (память, внимание, творческое мышление) и эстетическое чувство; улучшает координацию движений; развивает ловкость и умение манипулировать различными предметами. эта игра подходит малышам от одного года жизни.
http://www.kindereducation.com/imag/games01.jpg
1. Приготовьте для игры несколько разноцветных бумажных лент, каждая не более 40 сантиметров длиной.
2. Возьмите ленту в руки и подойдите к ребенку.
3. Начните играть с лентой, чтобы она извивалась у вас в руках. Поворачивайте ее в разных направлениях и свободно варьируйте темп движений.
4. Малыш тоже захочет присоединиться к вам. Дайте ему одну из лент.
5. Покажите ребенку, как правильно держать и двигать ленту.
6. При помощи лент можно выписывать в воздухе различные фигуры. Когда малыш научится управлять лентой, попробуйте поиграть ленточками под музыку, двигаясь ей в такт, танцуя с ними.
7. Также ленту можно привязать к небольшой палке (как в художественной гимнастике), и заставлять ленту виться, двигая палку.

"Волшебные пузырьки"
Чтобы ребенок постоянно развивался необходимо регулярно играть с ним в развивающие игры. Но развивающие не значит скучные и не значит, что нужно покупать дорогие игрушки. Главное, это фантазия родителей. Благодаря этой самой фантазии можно даже любое полезное занятие, и даже любой незначительный предмет превратить в волшебство, в сказку.
Примером такой развивающей игры является «Волшебные пузырьки». Она подходит деткам от одного года, и благодаря ей малыш учится через подражание; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; развивает познавательные способности (память, внимание, творческое мышление, экспрессию); выполняет дыхательные упражнения; учит распознавать различные материалы и поверхности; способствует эмоциональному развитию, выработке способностей к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности, а также дает выход энергии и море хорошего настроения.
http://www.logopedplus.ru/profi/experts_plus/lazoreva/1.jpg

1. Приготовьте для игры пластмассовую мисочку и палочку для коктейля.
2. Посадите малыша за стол, поставьте перед ним миску с водой. Покажите ему палочку для коктейля и научите его дуть в нее.
3. Когда ребенок научится, предложите ему подуть в воду сквозь палочку, чтобы на поверхности появились пузырьки.
4. Малышу очень понравится пускать пузыри и слушать звук, который раздается при этом.
5. Можно, взяв две трубочки, вместе выдувать пузыри на поверхности воды.
6. На следующий раз, когда малыш хорошо научится дуть, и не будет втягивать воду в себя, приготовьте мыльный раствор (смешайте с водой немного шампуня), и тогда, дуя в трубочку, малыш будет создавать необычные волшебные конструкции из мыльных пузырей.
источник

12

Домашние игры
http://sadik116-2.narod.ru/photo79.jpg
Уголок развития речи в группе "Почемучки

Примерно в год малыши начинают интересоваться окружающими их предметами. Воспользуйтесь этой особенностью годовалого крохи и предложите ему вполне настоящие игры.
Необязательно покупать дорогостоящие пособия и игрушки или тратить массу времени на их изготовление: достаточно самых элементарных подручных материалов.

Достаньте из шкафов все, какие есть, кастрюльки, мисочки, чашечки разных размеров. Можете составить их в пирамидку, или наоборот, сложить одну в другую. Ребенок получит огромное удовольствие, манипулируя посудой. Покажите ему, как складывать миски и чаши одна в другую, в ряд, верх дном и т.д.. Скорее всего, ему захочется не только перебирать посуду, но еще и погреметь ею. Не мешайте, а лучше вместе с ним терпеливо исследуйте, как звучат предметы разных размеров и из разных материалов.

Игры следует чередовать, постепенно увеличивая степень сложности. Очень понравится Вашему малышу переливания из одной ёмкости в другую. Для такой игры подойдут небольшие небьющиеся чайники и леечки. Сначала чашечкой из миски наливаем воду в чайник, а потом разливаем из чайника по чашечкам. А еще можно переливать воду из большой миски в маленькие с помощью ложки.

Если вам не жалко испортить некоторое количество продуктов, то предложите малышу пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или маленькой чашки разные сыпучие продукты. Для этих целей подойдет манная крупа, рис, гречка.
Не забывайте объяснять малышу свои и его действия, называть вслух предметы, которыми он играет и, конечно же хвалить его за умелые действия.

Игpа с коpобками
На крышке коpобки выpежьте pазные геометpические фигуpы (кpужки, квадpаты, тpеугольники, прямоугольники). Дайте pебенку эти фигуpы и посмотpите, сумеет ли он вставить их в соответствующие отвеpстия в кpышке коpобки. Для этой игры можно использовать и детали деревянного конструктора. Для этого вырежьте отверстия по размеру деталей вашего конструктора.

"Что плавает?" http://pics.posternazakaz.ru/pnz/product/big/bcf0a2ab65b58a49dfd71381f8c91416.jpg
Знакомимся со свойствами предметов. Налейте в большую миску или таз воду. Приготовьте несколько предметов, сделанных из разных материалов: кусочки пробки, веточки, металлическую ложку, пластмассовую чашку и т.п. (Для одного занятия не больше 3-4 материалов). Предложите малышу угадать, какой предмет утонет, а какой будет плавать. Затем позвольте малышу побросать все предметы в воду и поиграть с ними. Во время игры расскажите о каждом предмете: - Это кукла сделана из пластмассы, она пластмассовая. Пластмасса очень легкая и поэтому не тонет, а плавает. - Это ложка из металла. Она металлическая. Металл тяжелый и поэтому тонет. После игры предложите ребенку вытащить все предметы из воды и протереть каждый салфеткой.

Плавает - тонет
На ту же тему. После 2-3 занятий с предметами в воде, можно поиграть в такую игру с малышом. Один называет какой-нибудь предмет ( резиновый мяч, деревянный кубик, миска и т.д.) а другой отвечает, тонет он или не тонет. Можно использовать в качестве ответа движения. Например, если тонет - приседать, а если плавает - руками изображать движение пловцов.

http://www.kindereducation.com/imag/ch26.jpg
Часто ребенок не знает, как использовать свои игрушки. Научите его разнообразным действиям с игрушками. Такие игры хорошо развивают мелкую маторику малыша, и развивают навыки самостоятельности.

Мячики, шарики
Сначала научите ребенка играть с одним мячиком: покатайте мячик по полу, толкните его, догоните и снова толкните. " Ну-ка догоняй мячик!" Когда ребенок научиться катать мячик, сделайте ворота из стульев или кубиков. Покажите малышу как можно прокатывать мячик между воротами.

Кубики
Покажите малышу, что можно перекладывать кубики из руки в руку, стучать одним кубиком о другой, складывать их на тележку, снимать с нее. Комментируйте свои действия и побуждайте ребенка подражать вам. Затем дайте ему самому некоторое время поиграть с кубиками. Затем покажите, как поставить кубики рядом, как поставить кубик на кубик или призму на кубик. Если ребенок испытывает затруднение в этом, возьмите его руку в свою и постройте башню вместе. Самостоятельно дети обычно начинают строить башни из двух кубиков ближе к году.

Колечки
Возьмите стержень от пирамидки и набор колец. Кольца должны быть крупными, стержень пирамидки - диаметром не менее 1,5 сантиметров. Наденьте на стержень 4-5 колец: большие - с двух концов, маленькие - посередине, так, чтобы пирамидка могла кататься на больших кольцах. Закрепите последнее кольцо. Покажите игрушку малышу. Потрясите ее так, чтобы загремели колечки на стержне. Покатайте пирамидку по полу и дайте поиграть с нею ребенку. Как только игрушка начнет ему надоедать, снова возьмите пирамидку себе и покажите , как она разбирается. Покажите, как снять кольца, и попросите малыша снять 1-2 кольца. Кроме этого, кольца от пирмидки можно нанизывать на ленту, закрепив один конец ленты.

Домашние игры часть-2
Что лишнее?
Игра на развитие умения систематизировать предметы по признакам. Картонную карточку разделите на четыре части. в три окошка наклейте предметы, относящиеся к одной смысловой группе, а в четвертую предмет из другой группы. (Транспорт и здание; животные и игрушка; посуда и книга и т.п.) Чем старше ребенок, тем ближе ближе по смыслу категории. Например, фрукты и овощ, 3 машины и самолет; шапка, шарф, варежки и сапоги; 3 диких животных и 1 домашнее.

Hайди паpу.
Игра на развития зрительной памяти, запоминание цветов. Подбеpите несколько паp носков, рукавичек или обуви. Возьмите один носочек, а остальные отложите в стоpону. Дайте выбpанный предмет pебенку и скажите ему, чтобы он нашел дpугой такой же. (Ай-ай-ай! все носочки перепутались, помоги мне собрать их") Если малышу тpудно это будет сделать, помогите ему. Hапpимеp, обpатите его внимание на отличительные особенности - цвет, элементы узора, размера и т.п., Дайте ему дpугой предмет из кучи и посмотpите сумеет ли он найти ему паpу.

Чей это голос?
В этой игре дети знакомятся с животными и их детенышами. Учатся подражать их голосам и развивают память. Для этой игры понадобятся игрушки или картинки - мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок, собачка и щенок, цыпленок и курица.
Сначала рассмотрим всех зверюшек, не всех сразу, конечно. Расскажем, кто как "разговаривает".
Обязательно уточним, что взрослая мама-кошка мяукает громко, а котенок тоненьким голоском. То есть, объясним малышу, что голоса взрослого и детеныша отличаются.
— Мяу— мяу. Кто это мяукает? А тонким голосом кто мяукает? У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.) Как его называют?
— Му-у-у — кто так мычит? А кто у нее детеныш? Каким голосом он мычит? (Тоненьким.)
— Ква-ква — чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Так же обыгрываются и остальные игрушки.

А теперь можно играть. Перед ребенком несколько игрушек или картинок со зверюшками. Малыш отворачивается, а взрослый мяукает, как взрослая кошка или как котёнок ( хрюкает, гавкает и.т.д.) Ребенок должен угадать, чей голос он услышал, показать и назвать животного. Меняйтесь ролями с малышом - пусть он тоже помяукает и покудахчет, а вы отгадайте, кого малыш изображал.

Пересыпание.
Поставьте перед ребенком две небольшие мисочки. В одну из них насыпьте крупы или гороха. Покажите своему малышу, как с помощью ложки можно постепенно перекладывать горох из одной мисочки в другую и обратно. При этом нужно обращать внимание ребенка на звук, с которым пересыпается горох."Стучит", "шуршит", "громко", "тихо".
Такая игра должна происходить под присмотром взрослого, чтобы юный исследователь не засунул горошину в нос или в ухо.

Вариант для более старших (1,5 - 2 года)

Перекладывание.
Настричь из поролона небольшие кусочки и вместо ложки дать ребенку пинцет. Ухватывать пинцетом и перекладывать легкие поролоновые шарики не просто, но очень интересно!
Кусочки поролона можно заменить и другими мелкими предметами: крышками от бутылок, деталями конструктора и так далее...
Это упражнение развивает координацию движений, пространственное воображение и тактильные ощущения.

Переливание.
Наденьте на малыша клеенчатый фартучек. Поставьте перед ним две мисочки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи обыкновенной медицинской клизмы или губки постепенно переливать водичку из одной емкости в другую. Обращайте внимание на булькающий и всасывающий звук, на льющуюся струйку и капли. Восторг ребенка гарантирован!!!

Делаем пирамидку.
Это упражнение замечательно развивает мелкую и так называемую пишущую моторику, а также усидчивость и глазомер малыша. Нанизывать яркие кусочки хозяйственной поролоновой губки на деревянную палочку (выйдет подобие пирамидки). Заостряйте внимание ребенка на последовательности цвета и формы нанизываемых бусин, но и давайте полную свободу его фантазии. В результате все равно получится некое уникальное изделие. Не забудьте искренне похвалить получившуюся пирамидку и оставить их на некоторое время в неразобранном виде!

13

Игры со стишками, песенками и движениями

Едем-едем...
Чики-чики, чикалочки,
Едет гусь на палочке.
Уточка на дудочке,
Петушок на будочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.
Движения:
Ноги вместе, поскоки на месте.
Одна нога впереди, на другой подскоки.
Затем утиный шаг вперевалочку.
Грудь вперед - посеменить ногами.
Руки перед грудью, прыжки, бег на месте.

Кот
Вот идет черный кот,
Притаился, мышек ждет.
Мышка норку обойдет
И к коту не подойдет.
Движения:
Делать шаги с высоким подъемом ног, присесть, руки к коленям,
встать, повернуться вокруг своей оси. Руки в стороны.

Зайка.
Ну-ка, зайка, поскачи,
Лапкой серой постучи.
Ты на травку упади,
Полежи и отдохни.
Отдохнул, теперь вставай,
Прыгать снова начинай!
Быстро к елочке беги
И назад скорей скачи.
Движения:
по тексту потешки.

Ножки и ладошки
Как у наших ребят
Ножки весело стучат,
Наш народ удаленький,
Хоть и очень маленький.
Лишь устанут ножки,
Хлопаем в ладошки,
В ладошки-ладошечки,
Веселые хлопошечки.
Движения:
Руки на поясе - топаем ножками,
Затем, стоя на месте, хлопаем в ладошки.

Самолёты
Самолёты загудели,
Самолеты полетели.
На полянку тихо сели,
Да и снова полетели.
Движения:
Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками,
руки в стороны,
приседания, руки к коленям,
руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны.

Петушок.
Шёл по берегу петух,
Поскользнулся, в речку бух!
Будет знать петух, что впредь
Надо под ноги смотреть.
Движения:
Делать шаги с раскачиванием в стороны, руки держать за спиной.
Дальше делать круговые движения руками, приседать,
грозить пальчиком,
делать наклоны вперед.

Кузнечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок,
стоп, сели.
Травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, Выше высоко
Прыгай на носках легко!
Движения:
Делать движения плечами,
прыгать на двух ногах,
прислушиваться
и опять прыгать.

Буратино.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Движения
Потягиваться, встать на носочки,
наклоны вправо, влево,
руки в стороны,
руки вниз,
встать на носочки,
руки вверх.

Дождик
Дождик, дождик, что ты льешь?
Погулять нам не даешь.
Дождик, дождик, полно лить,
Деток, землю, лес мочить.
После дождика на даче
Мы по лужицам поскачем.
Движения:
4 хлопка,
притопы.
4 хлопка
Прыжки на месте.
Ходьба.
Прыжки "через лужицы"

14

Игры со стишками, песенками и движениями


Ладушки
http://www.solnet.ee/gallery/miss_mini3/m17m_20.jpg

Ладушки-ладошки,
звонкие хлопушки!
Где вы бывали,
много ли работали?
Рылись в песочке,
Пекли колобочки,
Кубики сложили,
Домик смастерили!
У-у-у-ух! Упал домик!
Движения:
Гребем руками с растопыренными пальцами
Показываем, как печем колобочки
Сверху вниз ударяем одним кулачком по другому кулачку и наоборот
Согнутые в локтях руки поднять над головой и соединить кончики пальцев
Ударить ладонями по коленкам



Хрюшка
http://www.liveinternet.ru/images/attach/1/3246/3246531_Hryushka.jpg

Я – Хрю-хрюшка, я – хрю-хрюшка,
Я купаю в луже брюшко,
Было розовым оно, а теперь черным-черно!
Хрю-хрю, хрю-хрю, а теперь черным-черно!
Хрю-хрю, хрю-хрю, а теперь черным-черно!
Я – Хрю-хрюшка, я – хрю-хрюшка,
я купаю в луже брюшко,
Ну зачем нам нужен душ, если столько много луж!
Хрю-хрю, хрю-хрю, если столько много луж!
Хрю-хрю, хрю-хрю, если столько много луж!

Движения:
Вертим ручками, показывая «фонарики»
Гладим себя по животу
Вертим ручками, показывая «фонарики»
Машем руками с выпрямленными ладонями от себя (типа «уйди, противный!»)

Вертим ручками, показывая «фонарики»
Гладим себя по животу
Вертим ручками, показывая «фонарики»
Машем руками с выпрямленными ладонями от себя (типа «уйди, противный!»)

повторяем движения


Комарик
http://i050.radikal.ru/0803/4b/5df8a5f96703.jpg

Не кусай, комарик злой,
я уже иду домой.
Дождик, дождик, помоги!
Комара ты прогони!
Фу-ууу!
Движения:
Соединять и разъединять кончики большого и указательного пальцев
Сжимать и разжимать пальцы,
как будто с них летят брызги.
Дуть на раскрытую ладонь


Где же, где же наши ручки?
http://catsfamily.ucoz.ru/_ph/13/507122597.jpg

Где же наши ручки?–2р.
Вот, вот наши ручки! вот наши ручки!
Где же, где же наши глазки? Где же наши глазки?
Вот, вот наши глазки! Вот наши глазки!
Где же, где же наши ножки? Где же наши ножки?
Вот, вот наши ножки! вот наши ножки!
Где же, где же наши детки? Где же наши детки?
Вот, вот наши детки! вот наши детки!
Движения:
Прячем ручки за спину
Показываем ручки
Ладошками закрываем глазки
Убираем ладошки и вертим головой в стороны
Как-нибудь прячем ножки
Активно дрыгаем или топаем ножками
Прячемся (присаживаемся на корточки, или склоняемся над стулом, или зарываемся головой в подушку или в мамины колени…)
Вылезаем из укрытия и разводим руками в стороны («Вот он я!»).

Эти песенки с движениями прислала мама Марина из Москвы.


Весёлый гном
http://www.ruspodarky.ru/products_pictures/108893-big-file.jpg

Жил да был весёлый гном
С круглыми ушами.
Он на сахарной горе
Спал под воротами.
Вдруг откуда ни возьмись
Великан явился.
Скушать гору он хотел,
Только подавился!
Ну, а что весёлый гном?
Так и спит глубоким сном!
Движения:дети поднимают руки над головой, изображая колпак,
описывают вокруг ушей большие круги,
локти на столе, руки прямо,
ладони сложены так, чтобы образовался треугольник, пальцы изображают ворота.
Руки высоко подняты над головой,
движения, будто едим руками.
Хватаем воздух ртом и надуваем щеки

Дети изображают спящего гнома


Динь-динь-бом!
Динь-динь-бом!
Ходит кошка с бубенцом!
Мыши сразу услыхали.
Динь-бом, динь-бом!
Быстро в норку побежали.
Динь-бом, динь-бом!
Затворили крепко дверь.
Динь-бом, динь-бом!
Не поймаешь их теперь!
Динь-бом, динь-бом!
Движения:
дети поворачивают руки ладонями вверх-вниз
Ладонями по столу изображают движения кошачьих лап

Кончики пальцев быстро бегут по столу

Дети прячут руки под стол

Дети "грозят пальцем" то левой, то правой руки


Вы здесь » Поиски себя! » Наши дети » Развитие речи.